Наши филиалы

Буклет "Өрлеу"

Закрыть
  Кликните для просмотра

Опыт Назарбаев Университет в практику учителя

pdf_icon 453

Назарбаев Университет совместно с филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» 24-26 – ноября 2016 г. провел три областных авторских семинара по теме: «Обучение сообща» для учителей английского языка. 

Рабочий язык английский.

На семинарах обучились 82 педагога.

Семинары состоялись на базе Филиала АО «НЦПК «Өрлеу» и гимназии им. С.Баймагамбетова Аулиекольского района.  

Автор семинара доктор PhD (доктор философии), Ассоциированный профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета Дуйшон Алиевич Шаматов.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. С этой целью, было рассмотрено кооперативное обучение как способ взаимообучения. Дуйшон Алиевич ознакомил педагогов с теорией социальной зависимости, как научным обоснованием кооперативного обучения. 

Речь на семинарах шла о систематическом применении содержательно свободных способов организации социального взаимодействия в аудитори. Каждый обучающийся при этом индивидуально отвечает за результаты своей работы, а преподаватель выступает в роли консультанта процесса группового обучения.

Так, в процессе интерактивного взаимодействия, под умелым руководством ассоциированного профессора Высшей школы образования Назарбаев Университета Шаматова Д.А. участники семинара рассмотрели принципы, на которых базируется кооперативное обучение. Это: 

      1. Социальные цели – это общие цели всех членов группы.

2.  Личная ответственность каждого участника группы

3.  Неоднородный состав группы. Группа состоит из учащихся разного уровня успеваемости, разными способностями и навыками.

4.  Одинаковая степень ответственности всех членов группы. Все учащиеся в группе несут ответственность за работу в группе, поэтому нет лидера, назначенного старшими или учителями.

5.  Взаимная поддержка. Члены группы помогают и поддерживают друг друга, чтобы оптимально выполнить порученное каждому задание.

6.  Общее и специальное образование. Кооперативная работа в группе охватывает оба аспекта: как успешное продвижение в познавательном учебном процессе каждого учащегося, так и завязывание, и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы.

7.  Социальные навыки. Для успешной кооперативной работы необходим целый ряд социальных навыков: умение слушать, уважать мнение оппонента, выражать критику с целью исправления ошибок.

Изучение теории в малых группах с переходом в домашние, позволило слушателям проникнуться идеей исследуемого материала, увидеть разницу между коллаборативным и групповым обучениями. Прийти к тому, что основа силы кооперативного обучения заключается во взаимодействии между теорией, исследованием и практикой. Где, теория для практики то же, что почва для растения. Если почва подходит и условия хорошие, то растение растет и цветет. Если теория валидная и условия ее эффективного применения установлены, то практические процедуры развиваются и постепенно улучшаются. Без подходящей теории практика становится статичной и застаивается.

Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д.

      1. Метод учебного турнира.

      2. Метод группового исследования.

      3. Метод кооп-кооп.

      4. Лабораторный метод.

      5. Поисковый метод.

По словам участников семинара, эта система довольно эффективна, так как она основана на разнообразных формах (структурах, упражнениях)  обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала.  Очень большое внимание в этой системе уделено формированию  скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера.  Кроме того, педагоги сравнили групповую форму работы и кооперативное обучение. Они пришли  к заключению, что кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий.

По мнению Шоматова Д.А., отказ от конкуренции и индивидуального эгоцентризма, развитие социально-коммуникативных навыков в группе, а также обоюдная поддержка при выполнении каких-либо заданий и выход на развитие личностного «Я» помогут выдвинуть систему образования на новый уровень. 

Участники семинара отметили, что семинар проходил в атмосфере  душевного подъема, высокой активности, заинтересованности участников. Каждый из присутствующих смог на себе испытать, что такое «учение с увлечением» и «безопасная образовательная среда».