Наши филиалы

Информер сайта МОН РК

Буклет "Өрлеу"

Закрыть
  Кликните для просмотра

Өрлеу: о тех, кто учит и учится вдвойне

pdf_icon 84

Өрлеу: о тех, кто учит и учится вдвойне

 

http://www.ipksko.kz/images/2016/12/26/Kabeshev_D.jpg Образованная страна.- 2016.- № 24 (27 декабря)

«Качество образования должно возрастать наряду

с количеством качественно образованных членов общества».

В.Б. Ежеленко (Новая педагогика массовой школы)

В Республиканской образовательной общественно-политической газете «Білімді ел - Образованная страна» опубликована статья А.Ж.Мурзалиновой, директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», доктора педагогических наук, профессора – «Өрлеу: о тех, кто учит и учится вдвойне»

Особое внимание в статье уделено модернизации системы повышения квалификации в условиях независимого Казахстана.


Для качества образо­вания действительно важно, чтобы и в системе повышения квалифика­ции постоянно возрастало количество качественно образованных сотрудни­ков. Такое убеждение при­шло к нам с опытом. Оно стало ценностным смыс­лом, которым хочется поделиться на страницах нашей любимой газеты «Бiлiмдi ел – Образован­ная страна».

25 лет – серьезный возраст для человека в плане развития и самореализации: можно получить основательное среднее образова­ние, позволяющее выбрать вуз по своим интеллектуальным запро­сам, а затем, получив достойное высшее образование и укрепив его магистерской подготовкой, на­чать профессиональную деятель­ность и даже успеть понять – твое это или нет.

25 лет в жизни страны, Неза­висимость которой признана ми­ровым сообществом, – это боль­ше, чем серьезный возраст. Это казахстанский путь сильного го­сударства, добивающегося устой­чивого развития. Известно, что такое развитие требует опоры на интеллектуальную элиту, высокие технологии, научный потенциал. И поэтому в Казахстане признана приоритетность образования как объективная закономерность со­циально-экономического прогрес­са страны, и, что особенно важно, признана высокая миссия в этом Учителя.

25 лет назад мой 10-летний педагогический стаж включал опыт работы в сельской и город­ской школах… В последующие годы работала в вузе и системе повышения квалификации пе­дагогических кадров. Со всей очевидностью, зримо и наглядно представляю масштаб преобра­зований в национальной системе образования Республики Казах­стан.

За годы Независимости Казах­стана в активной лексике сначала педагогов, затем всего общества «заработали» понятия: качество образования и его индикаторы, системно-адаптивная трансляция опыта, обновленное содержание образования и единый стандарт его измерений PISA, академи­ческая мобильность и академи­ческая свобода, трехъязычное образование, дуальное обучение, STEM-обучение и робототехника, метапредметные умения, крите­риальное оценивание, дистанци­онные технологии, функциональ­ная грамотность, педагогическая квалиметрия, индивидуальная образовательная траектория, циф­ровые контенты…

Новым смыслом стали напол­няться известные прежде поня­тия: образовательная программа, раннее развитие детей, учебные достижения и их внешняя оцен­ка, жизненные навыки, исследо­вательские и образовательные услуги, образовательный менеджмент и мониторинг развития, до­полнительное образование, про­фильное обучение, непрерывное образование, стандарты тестиро­вания…

Масштаб преобразований особенно характерен для нацио­нальной системы повышения ква­лификации «Өрлеу», что можно проиллюстрировать на примере значимых событий даже одного, уходящего 2016 года, произошед­ших в жизни североказахстан­ского филиала НЦПК «Өрлеу». Вместе с тем знаю и уверена: в год старта Государственной про­граммы развития образования и науки Республики Казахстан все 17 филиалов под руководством нашего Правления, Гульнас Ахме­товой, работали много, слаженно, творчески.

На мой взгляд, методологиче­ским основанием преобразова­ний следует считать повышение качественного состава препода­вателей и сотрудников филиалов. Так, в течение одного лишь года 17 преподавателей, обучившись на курсах и тренингах республи­канского и международного уров­ня, получили сертификаты тре­неров обновленного содержания общего среднего образования, программ «Основы робототехни­ки» («Модуль Lego» и «Модуль Arduino»), «Тренер как профессия и сознательный выбор»,«Train-the-trainer», «Актуальные вопро­сы организации курсов повыше­ния квалификации по программе нравственно-духовного образо­вания «Самопознание», «Концеп­ция самопознания на основе об­щечеловеческих идей», «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном про­странстве». Это означает, что к настоящему времени в области работает 1600 сертифицирован­ных учителей, а результаты мо­ниторинга их посткурсового про­фессионального саморазвития подтверждают: критическое мыш­ление учителей и их учащихся способствует взаимоинтересному партнерству, коллаборативному взаимодействию, сотрудничеству в команде.

Со 100% качеством заверши­ли североказахстанские учителя уровневые курсы по программе нравственно-духовного образова­ния «Самопознание». Подготов­лен, таким образом, корпус педа­гогов, которые имеют свое веское слово в реализации общенацио­нальной идеи «Мәңгілік Ел».

В условиях обновления содер­жания образования, отличающе­гося масштабами и динамичными темпами, принципиальна позиция НЦПК «Өрлеу» – быть готовым к переменам и поддержать их. В этой связи уместно привести мнение австрийского психотера­певта 20 века Виктора Франкла: «Смысл – это всякий раз кон­кретный смысл конкретной ситуации и конкретных людей». Свой смысл мы видим в состоявшейся подготовленности тренеров для новых курсов по программам об­новленного содержания общего среднего образования, робото­техники, преподавания физики, химии, биологии, информатики на английском языке в скором буду­щем. С октября 2016 года коллек­тивом изучаем английский язык, укрепляя свою образованность возможностями трехъязычия.

Компетентность тренеров «Өр­леу» позволяет разрабатывать модульные программы курсовой подготовки, утверждаемые Мини­стерством образования и науки РК для повышения квалифика­ции педагогов страны в соответ­ствии с едиными стандартами актуальности и научности, ме­тодологии профессионального саморазвития, инновационного преподавания, практической цен­ности. Достижением года можно считать количество разработан­ных в каждом из филиалов про­грамм. Но объективнее признать качество достижения, говоря об универсальности профессорско- преподавательского состава «Өр­леу», способного к разработке программ, обучению учителей по самым сложным программам АОО «НИШ», анализу и монито­рингу результативности курсовой подготовки и посткурсового про­фессионального саморазвития. Добавим немаловажную деталь: в дополнение к собственным про­граммам в каждом из филиалов имеется банк видеолекций и дру­гих цифровых образовательных ресурсов, ведь в ближайшей пер­спективе – организация курсов в формате «Blendedlearning».

http://www.ipksko.kz/images/2016/12/26/003.jpg

НЦПК «Өрлеу» отличается научностью, системностью и по­следовательностью своих пре­образований на всех уровнях об­разования – от дошкольного до вузовского. Отсюда, в частности, требование к качеству курсовой подготовки педагогов дошколь­ного образования, что актуально в условиях внедрения обновлен­ного Государственного стандарта дошкольного воспитания и обуче­ния, разработанного с учетом ран­него развития детей от 1 до 3 лет, общеобразовательной типовой программы дошкольного воспи­тания и обучения и образователь­ной программы предшкольной подготовки.

Новые знания и представле­ния в рамках курсовой подготовки 2016 года: о механизмах внедре­ния элементов трехъязычного образования, о методах педаго­гической квалиметрии, о техно­логиях мониторинга достижений детей дошкольного возраста и др. – получили 334 североказах­станских педагога дошкольных организаций образования и клас­сов предшкольной подготовки. Примечательно, что в курсовой подготовке активно используют­ся созданные в «Өрлеу» цифро­вые образовательные контенты, а также кабинеты М.Монтессори, имеющиеся в каждом из филиалов. Закономерно, что в числе педагогических мастерских севе­роказахстанского филиала – дет­ский сад «Батыр», известный в республике как создатель роди­тельской комнаты, разработчик методики совместного обучения детей и родителей государствен­ному и английскому языкам, неод­нократный призер конкурсов по­ликультурного воспитания, автор результативных идей в области инклюзивного образования.

Эффективность преобразований определяется их соответстви­ем вызовам социально-образо­вательной среды и направленно­стью на изменения в мышлении и педагогическом сознании, на укрепление ценностей и смыслов педагогической деятельности. Так, современное требование «Преподавание должно стать карьерой» стало ведущей идеей проводимых конкурсов: «Жүзден жүйрік», «Воспитание с изюмин­кой», «Эффективная сельская школа», «Фестиваль инноваци­онных идей и проектов», «Пе­дагогический дуэт наставника и молодого специалиста», «Лучший психолог», на лучший сайт орга­низаций образования, на лучший видеоролик «Менің жетістігім – Тәуелсіздігімнің жетістігі», на эффективную технологическую карту уроков религиоведения и др. 156 североказахстанских пе­дагогов приняли участие в межре­гиональных и республиканских конкурсах, проводимых другими филиалами, становясь лауреата­ми и призерами.

В рамках направления, обо­значенного в Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 гг.: «Са­мообразование и самосовершен­ствование станут неотъемлемой частью деятельности педагога, получат отражение в педагоги­ческом портфолио», ИПК ПР по СКО в 2016 году создал регио­нальный клуб «Лидеры в образо­вании», поддерживая тем самым эстафету креатива, обновления, достижений. Человеческим капи­талом клуба считаем победите­лей Республиканского конкурса 2016 года «Лучший педагог» – А.Никибаеву, Ж.Каржауову, А.Жанбекову.

К 25-летию Независимости Республики Казахстан Нацио­нальная система повышения квалификации «Өрлеу», несмо­тря на свой малый возраст, име­ет значительные достижения. Они вызывают большой интерес у международных партнеров, имеющихся у каждого из филиа­лов. Партнеры ИПК ПР по СКО: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Омский государ­ственный педагогический уни­верситет, Санкт-Петербургская академия последипломного об­разования, а также институты развития образования городов России, Украины, Беларуси, Молдовы – в наших общих веби­нарах, конференциях, форумах устанавливают обоснованное влияние создания «Өрлеу» на процессы профессионального развития педагогов, поддержку инноваций в казахстанском об­разовании.

Алма МУРЗАЛИНОВА,

директор ФАО «НЦПК Өрлеу»

ИПК ПР по СКО»,

д.п.н., профессор