Наши филиалы

Информер сайта МОН РК

Буклет "Өрлеу"

Закрыть
  Кликните для просмотра

Опубликована статья А.Ж.Мурзалиновой, директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области»

pdf_icon 349

В Республиканском научно-исследовательском, педагогическом, методическом журнале «Менеджмент  в образовании» опубликована статья А.Ж.Мурзалиновой, директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», доктора педагогических наук, профессора – «Управленческое сопровождение посткурсового профессионального развития педагогических кадров в условиях системы повышения квалификации «Өрлеу»

В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессионального развития педагогов после прохождения курсов повышения квалификации. Описан проект по совершенствованию и интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период. Представлен интерактивный образовательный портал, выступающий одновременно средством и средой профессионального развития педагогов.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСТКУРСОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ»

 

http://www.ipksko.kz/images/2017/1/001.jpgМенеджмент в образовании .-2016.-№ 4

А.Ж.Мурзалинова, А.Мустафина, А.Деревянкин

Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессионального развития педагогов после прохождения курсов повышения квалификации. Описан проект по совершенствованию и интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период. Представлен интерактивный образовательный портал, выступающий одновременно средством и средой профессионального развития педагогов.


Ключевые слова: профессиональное развитие, посткурсовое сопровождение, управление профессиональным развитием, рефлексивное осмысление, индивидуальная траектория, мониторинг, интерактивный образовательный портал.

 

«ӨРЛЕУ» БІЛІКТІЛІГІН АРТТЫРУ ЖҮЙЕСІНІҢ ЖАҒДАЙЫНДАҒЫ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ

КАДРЛАРДЫҢ КУРСТАН КЕЙІНГІ КӘСІБИ ДАМУЫНЫҢ БАСҚАРУЛЫҚ ҚОЛДАУЫ

А.Ж.Мурзалинова, А.Мустафина, А.Деревянкин

Түйіндеме: Мақалада біліктілікті арттыру курсынан өткеннен кейінгі педагогтардың кәсіби дамыуының теариялық және практикалық аспектілері талқыланады. Курстан кейінгі мерзімдегі педагогтардың кәсіби дамуының мониторингісін және интеграциялық тұрғыдан қалыптастыру қарастырылған. Педагогтардың кәсіби дамуының құралы әрі ортасы болып табылатын интерактивті білім беру порталы көрсетілген.

Түйінді сөздер. Кәсіби даму, курстан кейінгі кезең, кәсіби дамуіды басқару, рефлексивті ұғыну, жеке кеңістік, мониторинг, иентерактивті білім беру порталы.

 

SUPPORT AFTER COURSES PERIOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF

TEACHING STAFF IN THE TRAINING SYSTEM «Orleu»

A.Murzalinova, A.Mustafina, A.Derevyankin

Abstract.The article analyzes the theoretical and practical aspects of the professional development of teachers after courses of professional development. Describes a project to improve the integration and maintenance and monitoring professional development of teachers after courses period. It presents an interactive educational portal, acting at the same time a means of professional development of teachers and the environment.

Key words: professional development, after courses support, management of professional development, reflective judgment, individual trajectory monitoring, interactive educational portal.

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В условиях масштабной модернизации системы образования Казахстана, поэтапного обновления содержания всех уровней образования все более востребованы профессиональное развитие педагогов, их функциональная мобильность, инновационная активность, высокий уровень ИК-компетентности, стремление к самореализации.

Система повышения квалификации в Казахстане, представленная Акционерным обществом «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и его 17 филиалами, посредством комплексной курсовой, посткурсовой и межкурсовой деятельности создает научно-методическое обеспечение профессионального развития педагогов и подготовки их к внедрению инноваций.

Содержание курсовой подготовки и посткурсового сопровождения построено на принципах согласованности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Совершенствование профессиональной деятельности педагога после прохождения курсов является одним из критериев качества курсовой подготовки; по сути, повышение уровня компетентности и эффективности профессионально-педагогической деятельности является отсроченным и вместе с тем надежным результатом обучения. Профессиональное развитие учителя в посткурсовой период становится предметом анализа для мониторинга повышения квалификации, осуществляемого в АО «НЦПК «Өрлеу». Обязательный мониторинг включает 9 критериев: 1) внедрение инновационных технологий; 2) успеваемость и качество знаний учащихся; 3) результативность работы с одаренными детьми; 4) проведение мастер-классов, творческих мастерских, семинаров-тренингов; 5) выступление с докладом на семинарах, научно-практических конференциях; 6) участие в образовательных проектах, конкурсах; 7) разработка учебников, монографий, методических пособий и рекомендаций, публикация статей в периодических изданиях и СМИ; 8) прохождение дополнительных обучающих семинаров, тренингов, курсов; 9) повышение квалификационной категории [1].

Существующий опыт филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО» в реализации сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов позволил выявить наиболее остро проявляющиеся проблемы:

- затруднения в освоении образовательных программ и применении полученных знаний на практике, обусловленные региональными особенностями системы образования Северо-Казахстанской области и качества педагогического состава (преобладание малокомплектных школ - 81,2% при среднем показателе по Казахстану – 45,2%; 13,6% педагогов организаций дошкольного и среднего образования области в возрастной категории до 25 лет и не имеют опыта педагогической деятельности; практически третья часть педагогов школ и колледжей проходит курсы впервые и имеет стаж работы менее 5-ти лет);

- размытость имеющихся представлений педагогов о сущности профессионального развития и его показателях (в рамках социологического исследования 35,3% опрошенных не смогли дополнить предъявленные показатели профессионального развития);

- неумение педагогов управлять собственным профессиональным развитием, проектировать его этапы и направления, включающие развитие профессионально значимых личностных качеств, повышение знаний в предметной области, квалификационной категории, должностное продвижение и т.д. (25% не задумываются о проблемах профессионального развития, лишь 0,6% продолжают более углубленно изучать предложенные на курсах педагогические технологии и только 1,3% делятся информацией с коллегами);

- отсутствие непрерывности и цикличности обратной связи (существующая форма мониторинга профессионального развития педагога в посткурсовой период по 9-ти критериям предполагает срез данных один раз по итогам учебного года) [2].

Таким образом, анализ позволил установить ряд существующих противоречий между:

- степенью значимости профессиональных качеств педагога в обновлении системы образования и региональными особенностями качественного состава педагогических работников области;

- высокими ожидаемыми результатами повышения квалификации и имеющимся уровнем профессиональной компетентности педагогов, проходящих курсовую подготовку;

- требованиями к повышению эффективности мониторинга профессионального развития педагога в посткурсовой период и отсутствием полной и достоверной информации об индивидуальных изменениях слушателей курсов;

- потребностью слушателей в научно-методической поддержке в посткурсовой период и неэффективным содержанием деятельности в направлении поддержки со стороны методических служб рай/горОО.

Выделенные противоречия определяют необходимость совершенствоания сопровождения профессионального развития педагога в посткурсовой период.

 

ОБЗОР ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В последние годы в Республике Казахстан проведен ряд исследований по вопросам профессионального развития педагогов: разработаны технология и механизм преемственности управления подготовкой учителей в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (Сайлыбаев Б.А., 2010), выявлены подходы и требования к системе организации поддержки профессионального роста педагогов в процессе повышения квалификации, разработаны критерии персонального мониторинга (Жуманов Г.С., 2009). Использование ИК-технологий в профессиональном развитии педагогов рассмотрено Обыденкиной Л.В. (2010). Автором проанализированы педагогические условия профессионального саморазвития педагогов на основе методических порталов, проведен критический анализ и дано описание системных свойств методического портала как инновационной модели работы с педагогами на непрерывной основе [3,4].

В целом можно отметить, что в Казахстане активно изучаются проблемы профессионального развития педагогов, но при этом практически нет теоретических и практических исследований в области организации посткурсового сопровождения.

В связи с этим интересны существующие прикладные исследования особенностей посткурсового сопровождения учителя сопредельных государств в силу относительной схожести системы повышения квалификации педагогических работников. В настоящее время разработаны: модель научно-методической поддержки педагогов после курсов: система посткурсового сопровождения слушателей курсов для непрерывного совершенствования уровня профессионального мастерства в области информатики (Комелина Е.В., 2012); механизм поэтапного формирования готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков «группы риска», включающий диагностику, наращивание профессионального потенциала и посткурсовую профессиональную деятельность (Карнаева И.В., 2003); региональная модель подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, предполагающая посткурсовой этап - осмысление, рефлексия, внедрение, корректировка и консультации (Пашкин Г.П., 2006) [5,6,7].

В то же время данные модели посткурсового сопровождения ориентированы на решение частных задач. Универсальная модель системы повышения квалификации с актуализацией профессионального развития педагогов после окончания курсов разработана Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (Синенко В.Я., 2011). Она состоит из следующих элементов: самоопределение, актуальность компетентностей, обратная связь, непрерывность. Непрерывность повышения квалификации обеспечивается трехэтапным циклическим построением обучения, предполагающим следующие этапы работы над профессионализмом: предкурсовой, теоретико-практический (курсы), внедренческий (посткурсовой). Посткурсовой период в данной модели предполагает полномасштабную рефлексию, творческий отчет об осуществляемой им деятельности на первых двух этапах, комплекс методических мероприятий. Реализация данной модели осуществляется посредством интеграции образовательной системы региона [8].

Проанализированные модели посткурсовой деятельности в системе повышения квалификации педагогов не предполагают интеграцию двух аспектов: сопровождение и мониторинг.

При этом под сопровождением мы понимаем оказание научно-методической поддержки педагогам в построении и реализации индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности, качественных изменений в профессиональной деятельности и внедрении обновленного содержания и инновационных технологий в посткурсовой период, под мониторингом профессионального развития - процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов и выявление уровня ее результативности.

Интеграция сопровождения и мониторинга в посткурсовой период дает возможность педагогу выстроить профессиональное развитие в логике: планирование, достижение, результат (схема 1).

http://www.ipksko.kz/images/2017/1/002.png

Рисунок 1. – Схема интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития в посткурсовой период

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО» разработан и реализуется Проект по совершенствованию сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период «ҮЗДІКСІЗ КӘСІБИ ДАМУ». Целью проекта является внедрение системы интеграции данных направлений деятельности на платформе портала, не имеющей аналогов на территории Республики Казахстан.

В соответствии с технологией разработки проектовпроведен обзор предшествующих исследований, определены практическая значимость, критические точки, альтернативные пути реализации, создана группа управления, подготовлен типовой календарный план и т.д.

Главным продуктом проекта стал интерактивный образовательный портал «PROFESSIONAL» http://www.portal.ipksko.kz/, запущенный 15 августа 2016 года.

Работа педагогов на портале предполагает:

- построение индивидуальной траектории профессионального развития, а также ее корректирование в посткурсовой период;

- использование образовательных ресурсов для углубленного изучения педагогических и информационных технологий, представленных на курсах, получение оперативной консультативной помощи по вопросам внедрения в практику;

- заполнение электронной карты непрерывного профессионального развития, позволяющей учителю организовать самоанализ, а филиалу -получить обратную связь.

Для планирования профессионального развития педагоги используют электронный ресурс «Индивидуальная траектория профессионального развития педагога», подготовленный авторским коллективом филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», основой которого являются задачи-рекомендации по планированию саморазвития и самообразования, разработанные с использованием Диаграммы Ганта и в соответствии с компонентами профессионального роста педагога, выделенными известным казахстанским ученым Караевым Ж.А.[9].

Электронный ресурс дает возможность выстроить собственную индивидуальную траекторию профессионального развития в посткурсовой период на основе:

- рефлексивного осмысления содержания и результатов обучения на курсах;

- нормативного или идеального представления о педагогической деятельности и личности учителя;

- анализа профессиональных затруднений;

- аккумуляции имеющихся ресурсов, средств и инструментов посредством ИК технологий.

Интерактивность Портала предполагает не только использование образовательных материалов (аудио/видео лекций, презентаций, ЦОРов), размещенных в разделе «РЕСУРСЫ» для более углубленного изучения педагогических и информационных технологий, представленных на курсах, но и онлайн-консультирование. Раздел «Консультации» включает 10 приоритетных направлений, где педагогам предлагается возможность получить методическую помощь по вопросам внедрения в практику педагогических и информационных технологий в посткурсовой период. В качестве консультантов выступают ППС и сотрудники филиала, другие эксперты в запрашиваемой области.

Портал реализован средствами CMS Joomla! 2.5 (GNU/GPL/GPL2). Имеет двуязычный (государственный и русский языки) дружелюбный интерфейс. В основе работы портала лежит современный инструмент T3 Framework, а также хорошо зарекомендовавшие себя плагины, компоненты и модули, совместимые с Joomla! 2.5: All Video Share, ChronoForms 5, Unite Revolution Slider 2, FaqBook, Widgetkit, Kunena Forum, Sql-2-Excel, Improved AJAX Login and Register и др.

Выполнен ряд сложных технических задач.

1) Распределение ролей между пользователями портала: public (гости), registered (зарегистрированные пользователи), special (модераторы), administrator (создатели). Пояснение: в зависимости от роли меняются возможности пользователей.

2) Возможность самостоятельного заполнения каждым пользователем (слушателем) 9-ти критериев электронной карты непрерывного профессионального развития, причем каждый пользователь имеет возможность видеть только свои данные.

3) Полностью автоматизирован «Лист выгрузки» пользователя. По степени заполнения пользователем критериев карты непрерывного профессионального роста данные автоматически группируются и по запросу пользователя формируются в «Лист выгрузки».

4) Процедура регистрации проходит по номеру именного сертификата пользователя (слушателя) об окончании курсов ПК, что исключает вероятность нарушения целостности баз данных портала и данных пользователей.

Результатом реализации данных технических задач стал индивидуальный «ПРОФИЛЬ», доступный только для пользователя и включающий в себя личные данные и электронную карту непрерывного профессионального развития. Карта включает 9 критериев профессионального развития педагога, разработанных АО «НЦПК «Өрлеу».

Благодаря существующим разделам и возможностям интерактивного взаимодействия, портал представляет собой:

  • инструмент и ресурс самообразования, самоанализа и самоконтроля педагога;
  • базу данных, отражающую результаты профессионального развития каждого учителя, прошедшего курсы;
  • инструмент взаимодействия филиала и методических служб области;
  • административное средство управления профессиональным развитием педагогов.

С помощью новейших информационно-коммуникационных технологий достигнуто повышение интегративного потенциала двух направлений деятельности филиала: сопровождение и мониторинг профессионального развития педагога в посткурсовой период.

В рамках управления Проектом, основой которого является внедрение интерактивного образовательного портала «PROFESSIONAL», смоделирован процесс поддержки и функционирования портала (схема апробации), подготовлен и утвержден План апробации, разработан наглядный материал, содержащий пошаговую инструкцию для педагогов.

Первыми участниками Проекта стали методисты дошкольных организаций образования. 16.08.16г. проведена презентация портала и регистрация слушателей. По итогам апробации Проекта будет проведена экспертиза, подготовлены выводы и рекомендации.

 

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Управленческое посткурсовое сопровождение профессионального развития педагогов должно выстраиваться в соответствии со следующими принципами: необходимость самоопределения и самоанализа педагога, формирование интерактивной и персональной позиции, соотнесение содержания курсовой подготовки и посткурсового сопровождения, непрерывность сопровождения и обратной связи.

Портал «PROFESSIONAL» выступает одновременно средством и средой, в которой материализуются повышение квалификации, самообразование и самоанализ, представляет собой персональное образовательное пространство педагога.

Безусловно, этап апробации формирует зону затруднений: низкая ИК-компетентность, недостаточная потребность активного использования интернета, недостаточная мотивация педагогов к профессиональному росту. Перспективой дальнейшего внедрения портала и реализации Проекта в целом является проведение психолого-педагогических исследований профессионального развития.

 

Литература:

  1. Технология мониторинга как средство отслеживания и управления качеством повышения квалификации педагогов / под.ред. Г.К. Ахметовой – Алматы: АО «НЦПК «Өрлеу», 2013. – 119с.
  2. Особенности мониторинга и анализа профессионального развития педагога: методические рекомендации / С.Романенко, А.Мустафина, А.Кабдирова, К. Бельгибай /- Петропавловск: Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО», 2015. – 50 с.
  3. Сайлыбаев Б.А. Научные основы преемственности управления подготовкой учителей в системе непрерывного профессионально-педагогического образования: дис. … док.пед.наук.: 13.00.08. – Алматы, 2010. – 257 с.
  4. Обыденкина Л.В. Педагогические условия профессионального саморазвития педагогов на основе методических порталов: дис. … канд.пед.наук.: 13.00.08. – Алматы, 2010. – 180 с.
  5. Комелина Е.В. Система повышения квалификации в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды: автореф. дис. … канд.пед.наук.: 13.00.02. – Казань, 2012. – 18 с.
  6. Карнаева И.В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков "группы риска" в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд.пед.наук.: 13.00.08. – Кемерово, 2003. – 23 с.
  7. Пашкин Г.П. Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: на примере Ханты-Мансийского автономного округа: автореф. дис. … канд.пед.наук.: 13.00.01. – Тобольск, 2006. – 19 с.
  8. Синенко В.Я. О модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования // Методист. – 2011. - №9. – с. 5-10
  9. Караев Ж.А. Профессиональный рост педагога – основа качества образования. – Алматы: Республиканская образовательная общественно-политическая газета «Білімді ел – Образованная страна», 2016. - №16. - С.12-14

 

Мурзалинова А.Ж.

доктор педагогических наук, профессор, директор

Мустафина А.С.

начальник отдела мониторинга и анализа

Деревянкин А.В.

начальник отдела информационных технологий

филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по

Северо-Казахстанской области»