Международная научно-практической конференция

29 марта 2022 года филиал АО «НЦПК» Өрлеу «Институт профессионального развития по Туркестанской области и г. Шымкент совместно с Центром развития образования управления развития человеческого потенциала Туркестанской области провели Международную научно-практическую конференцию на тему «Совершенствование преподавания родного языка в условиях полиязычного образования» с участием международных и отечественных ученых и экспертов. Цель конференции: создание диалоговой площадки для обсуждения и рассмотрения путей реализации передовых идей в области полиязычного образования и использования родного языка в национальных школах. В конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав филиалов АО «НЦПК «Өрлеу», преподаватели вузов, методисты областных методических кабинетов, городских, районных отделов образования, педагоги организаций общего среднего образования, всего приняли участие -273 человек. На открытии конференции выступили заместитель председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Тулекова Сапура Сейдуалиевна и председатель Правления АО НЦПК«Өрлеу» Мухаметжанова Асель Зейнуловна. Пленарное заседание провела директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Туркестанской области и г. Шымкент, д.п.н., профессор Искакова Лаура Турлыбековна. На конференции выступил директор Республиканского центра экспертизы содержания научно-практического образования Е.Б.Нурланов с докладом на тему «Школьные учебники и дилемма способов обучения государственному языку в пореформенный период». Международный эксперт-консультант по вопросам образования Центральноазиатской образовательной программы Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств А.П.Стоянова, отметила важность межгосударственного диалога по вопросам создания единого полиязычного пространства, в своем выступлении раскрыла основные подходы полиязычного образования на основе родного языка. Заместитель директора по инновации научно-исследовательского института им.Абдулллы Авлони Республики Узбекистан, доктор философии по педагогическим наукам М.Д.Пардаева подняла вопросы, касающиеся системы подготовки, переподготовки и профессионального развития педагогических кадров в эпоху цифровизации. Председатель Ассоциации этнокультурных объединений узбеков РК «Дустлик» И.А.Хошимжонов в своем выступлении отметил роль родного языка в национальной школе в овладении государственным языком. Коллега из Таджикистана Б.Р.Хакимова, старший научный сотрудник института Развития образования им.Абдурахмана Джами Академии Образования ознакомила с поликультурным и полилингвальным образованием своей республики. Руководитель Центра полиязычного образования Тартуского университета Эстонии А.Голубева ярко продемонстрировала пример того, как в условиях глобальной конкуренции и расширения трансграничного характера многих видов деятельности, система образования обеспечивает согласование двух базовых процессов: сохранение и развитие культурной самобытности, поддержание национального своеобразия, а также включение государства в глобальное образовательное пространство. Коллега из Греции С.Антонарос, менеджер по образованию и профессиональной подготовке в своем выступлении поделилась опытом работы в сфере дополнительного профессионального образования, предполагающего обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний. В своем выступлении старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Туркестанской области и г.Шымкент М.О.Мусаева рассказала о научно – практических аспектах развития родного языка в условиях полиязычного образования. В ходе работы 5 секций участники конференции (168 участников) приняли участие в обсуждениях вопросов полиязычного образования в развитии функциональной грамотности школьников; практических аспектов развития родного языка и многоязычного образования в национальных школах; поликультурного подхода в преподавании языков. Секционная работа велась на государственном, а также русском, английском, узбекском и таджикском языках. Педагоги получили ценные рекомендации экспертов по совершенствованию преподавания родного языка в условиях полиязычного образования.

Наши филиалы