Тема программы | Развитие профессиональных компетенций педагогов-ассистентов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном процессе. |
Количество часов | 80 |
Категория слушателей | педагоги-ассистенты общеобразовательных школ с обучением на казахском и русском языках |
Аннотация | Введение с сентября 2021 года в казахстанских школах должности педагога-ассистента выделило несколько факторов затруднений в деятельности педагогов-ассистентов: во-первых, каким образом на стыке педагогики и психологии определять четкие, конкретные задачи сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) разных категорий, развивать гибкие навыки 21 века, участвовать в разработке индивидуальной образовательной программы, проводить наблюдение за динамикой продвижения ученика, создавать коллаборацию с родителями, одноклассниками, педагогами особенного ребенка. Во-вторых, педагоги-ассистенты порой вынуждены действовать почти вслепую, так как мало методических рекомендаций, инструкций с четким определением видов деятельности в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ООП, а в педагогических вузах страны по данной специальности пока не готовят. В-третьих, педагогами-ассистентами в школах становятся педагоги, которые зачастую впервые сталкиваются с практикой работы с детьми с особыми образовательными потребностями, не всегда имеют достаточный уровень психологических и педагогических знаний и умений для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая все перечисленные актуальные моменты, разработана данная образовательная программа. Направленность программы. Программа направлена на развитие профессиональных компетенций педагогов-ассистентов в психолого-педагогическом сопровождении (далее – сопровождение) детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с последними исследованиями педагогики и психологии, достижениями технологий современного педагогического дизайна, нейронауки в образовании, необходимых для успешной социализации детей с ООП. |
Задачи | Систематизировать теоретический материал по инклюзивным стратегиям сопровождения ребенка с ООП с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.Совершенствовать навыки и умения определять содержание, методы и оптимальные структурно-организационные формы осуществления сопровождения ребенка с ООП в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.Структурировать собственную практику сопровождения ребенка с ООП на основе расширения и обогащения профессиональных компетенций. |
Ожидаемые результаты | По завершении курса слушатели: определяют содержание, методы и оптимальные структурно-организационные формы осуществления сопровождения ребенка с ООП в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями;применяют методики уровневого подхода, развития социальных навыков soft-skills, арт-терапии, арт-педагогики, театрализованных игр, модели 4К в собственной практике сопровождения ребенка с ООП;проводят исследование на основе мониторинга дневниковых наблюдений за динамикой развития и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося для создания благоприятного социально-психологического климата, поддерживающего обучение ребенка с ООП; анализируют, оценивают, делают выводы по собственной практике исследования (Actionresearch), обмениваются опытом работы с педагогами-ассистентами в ходе посткурсового сопровождения. |
Структура Программы | Модуль 1. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования Тема 1.1 Педагогический дизайн практики сопровождения детей с ООП Тема 1.2 Современные тенденции и сложности инклюзивного образования Тема 1.3 Индивидуальное сопровождение обучающихся с ООП в образовательном и коррекционно-развивающем процессе Тема 1.4 Командное взаимодействие со специалистами и педагогами в сопровождении учащегося с ООП Тема 1.5 Навыки soft-skills в социализации детей с ООП Тема 1.6 Пространство роста для ребенка с ООП в образовательной среде Модуль 2. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов Тема 2.1 Тренды глобального EdTech в сопровождении ребенка с ООП Тема 2.2 Потенциал и риски цифровых технологий в обучении ребенка с ООП Модуль 3. Вариативное содержание Тема 3.1 Нейронауки в образовании о том, как мы учимся Тема 3.2 Инструменты успешного развития ребенка с ООП: достижения нейронауки Модуль 4. Action research Тема 4.1 ОсновыAction research Тема 4.2 Этапы разработки Action research в практике педагога-ассистента Тема 4.3 Анализ кейсов Action research Тема 4.4 Проектирование Action research для применения в практике в пост курсовой период |
Организация учебного процесса | Курсы повышения квалификации организуются в режиме очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса (далее – УТП). Продолжительность курсов составляет 80 академических часов в течение 2 недель. Также может рассматриваться вариант онлайн обучения. Онлайн обучение проводится в соответствии с учебно-тематическим планом курса к настоящей программе и включает два этапа обучения: дистанционное (онлайн) – 40 часов, самостоятельное (оффлайн) – 40 часов. При организации онлайн и оффлайн обучения основные методы преподавания: семинар (вебинар), разбор кейсов, практикум, занятия по формативному оцениванию, проектное задание, демо-урок. В целях диагностики, контроля и оценки знаний слушателей проводятся тестирование начального уровня знаний слушателей и итоговое тестирование. |
Оценивание результатов | Контроль и оценка знаний слушателей: в процессе проведения занятий и по завершении тем Модуля 1 проводится формативное оценивание – занятия по формативному оцениванию слушателей курса, проектное задание, по завершению курса – суммативное оценивание (итоговый тест). Pre-test: оценивание начального уровня предметных компетенций по изучаемым темам модуля 1. Занятия по формативному оцениванию в рамках каждой изучаемой темы 1 модуля запланированы с выполнением слушателями на уровнях анализа, синтеза, оценки различных практических заданий. Для промежуточного контроля и корректировки знаний и умений применяется проектирование заданий: разработки дневника наблюдения, фрагментов индивидуальных образовательных программ для психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП. Суммативное оценивание проводится в форме итогового тестирования. Для этого разработан банк заданий. Самостоятельная работа слушателей организуется на семинарах (вебинарах), при разборах кейсов, разработках проектных заданий, на занятиях формативного оценивания. Задания, рекомендации по выполнению, примеры выполнения, критерии оценивания практических и проектных заданий входят в учебно-методический комплекс образовательной программы повышения квалификации. Диагностический и итоговый тесты (Pro-test и Post-test) запланированы на оценивание уровня предметных компетенций по изучаемым темам модуля 1. Тест состоит из 24 вопросов. Распределение вопросов диагностического и итогового тестирования в модуле: на каждую тему 1 модуля (их в программе 6) составлено по 4 задания с 5-ю тестовыми вопросами в каждом задании, в итоге количество вопросов в одном варианте – 24, в пяти вариантах –120. |