Уровень профессионального развития педагогов волнует всех и всегда. Ведь от качества педагогической деятельности зависит все: от судьбы ребенка до судьбы страны.
Направление деятельности НЦПК «Өрлеу» – непрерывное профессиональное развитие педагогов (НПР), пришедшее на смену повышению квалификации, вытесняющее традиционную методическую работу и основанное на глокализации (думай глобально – поступай локально).
Действительно, обучение педагога на курсах (пусть даже регулярное) и активное участие в конкурсах, конференциях и форумах не гарантируют академические достижения школьников.
Положительную динамику качества знаний учащихся способно поддерживать постоянно улучшающееся преподавание учителя, который не перестает совершенствоваться. Bonus dux bonum reddit militem!
Но для НПР нужно менять подходы, и мы делаем это в «Өрлеу». Так, чтобы обучать персонализированно, путем мониторинга уточняем меняющиеся затруднения и потребности педагогов; чтобы обучать адресно, обновили свыше 100 образовательных программ; чтобы обучать результативно, реализовали в образовательных программах концепцию конструктивного согласования; чтобы обучать на перспективу, разработали новые программы по наставничеству, для начинающих учителей, школьных управленческих команд, преподавателей вуза…
Обучение с целью НПР мотивировало пересмотреть посткурсовое сопровождение взрослых педагогов. Прежде всего, это исследовательская практика lesson study и action research, когда, вернувшись в свою организацию, педагог в коллаборации с коллегами разрабатывает и пробует новые подходы улучшения обучения, преподавания и оценивания.
В практике-исследовании нужно показывать образцы деятельности. При этом лучше образцы не чужой деятельности, хотя другие коллеги иногда неплохо делают, может быть, лучше. Но лучше все-таки показывать образцы собственной деятельности, потому что именно в свою работу ты более погружен, пропускаешь все через себя, и потому это лучше для учащихся. Тот, кто не делает собственный research, не может быть хорошим учителем.
Результаты research педагог заинтересован представить в собственной исследовательской статье, которая, в силу диалектики развития, мотивирует его к новым поискам…
Конкурсы, конференции и форумы с участием педагогов-исследователей станут интереснее, насыщеннее и профессиональнее, а аттестация (тем более по новым правилам!) – не оцениванием количества документов портфолио и сложным испытанием, а подтверждением образовательного роста педагога.